Максим Дремин (Вестник НАУФОР №3 2010)
Максим Дремин, руководитель департамента корпоративного финансирования ЗАО "Алор Инвест"
СПРОС НА ВЕНЧУР. Статья.
В конце декабря на ММВБ состоялось первичное размещение акций Института стволовых клеток. Оно стало первым IPO после кризиса
В рамках IPO было размещено 20% уставного капитала компании. Функции андеррайтера размещения выполняла компания "АЛОР ИНВЕСТ". Максим Дремин, руководитель департамента корпоративного финансирования ЗАО "АЛОР ИНВЕСТ", комментирует для "Вестника НАУФОР" итоги сделки.
- Максим, как принималось решение о размещении, почему выбрали именно размещение акций (не облигации, не кредит)?
- Решение о проведении IPO не было спонтанным. Руководство Института стволовых клеток человека задумалось над выходом на фондовый рынок уже два года назад. В мае 2009 года решили, что время пришло. Бизнес достиг необходимых размеров, потенциал дальнейшего роста был оценен как значительный. Мы провели мониторинг ситуации на рынке и оценили ее как благоприятную для размещения акций компании, подобной институту. Это перспективный для фондового рынка эмитент, который наряду со стабильно растущим бизнесом, генерирующим денежный поток уже сегодня, имеет еще и направление по разработке и выпуску новых уникальных лекарственных средств на основе биотехнологий. На наш взгляд, это была вполне рабочая бизнес-идея для инвесторов.
- Что надо было сделать для размещения внутри самого бизнеса эмитента?
- "АЛОР ИНВЕСТ" сотрудничает с Институтом стволовых клеток человека с момента основания последнего. Мы осуществляли финансовое консультирование, помогали правильно выстроить структуру компании, корпоративное управление. Когда приняли решение размещать акции, были проведены некоторые изменения в корпоративной структуре, связанные с ограничением компетенции генерального директора, определением внутренних корпоративных процедур (чтобы защитить интересы новых акционеров и представить им понятную корпоративную структуру). Но внутри самого бизнеса мы ничего не меняли - нет оснований менять успешную бизнес-модель. Хочу отметить, что наша работа в направлении приведения института к статусу публичной компании была комфортной. Генеральный директор института Артур Исаев - высокопрофессиональный менеджер, имеющий богатый опыт реализации крупных инвестиционных проектов и понимающий, как нужно выстраивать работу компании и как повысить эффективность этой работы.
- Учитывали ли вы, что после кризиса на российский рынок первичных размещений еще не выходил ни один эмитент?
- Именно отсутствие активности на российском рынке было воспринято нами как благоприятная возможность для размещения: конкуренция по новым инструментам отсутствовала, внимание инвестиционного сообщества не было распылено. Кроме того, фондовый рынок начал уверенно восстанавливаться после кризиса 2008 года, и многие инвесторы стали искать новые интересные идеи для вложения средств, новые бумаги, помимо "голубых фишек". Мы оценили, что при реализации планов Институт сможет к 2012 году занять 70% российского рынка услуги по выделению и хранению стволовых клеток (по сравнению с нынешними 54%), а в ряде стран СНГ - не менее 60%, учитывая запланированный вывод трех инновационных медицинских препаратов. Несмотря на то что область деятельности будущего эмитента была непонятна рядовому инвестору, принадлежность Института к сектору биотехнологий, прогнозные количественные и качественные показатели его работы заинтересовали участников рынка.
- Как проходило роад-шоу?
- Бюджет размещения был достаточно скромен. Мы провели несколько встреч с аналитиками и инвесторами, а также переговоры с заинтересовавшимися институтом институциональными инвесторами. ММВБ с готовностью поддержала идею размещения на Рынке инноваций и инвестиций - новой площадке, старт которой, по сути, и был дан размещением бумаг института. Мне кажется, что факт открытия новой площадки также поспособствовал увеличению шансов привлечь к размещению максимальное число инвесторов. Тем более что ММВБ оказывает существенную поддержку новым проектам, предоставляя свою площадку для встреч с инвесторами и приглашая на такие встречи основных игроков рынка.
- На какие категории инвесторов вы ориентировались и почему?
- В первую очередь мы ориентировались на физических лиц - это было пожелание эмитента. Основной владелец бизнеса - Артур Исаев - хотел создать действительно рыночную компанию, акции которой реально обращались бы на бирже. Мы также считали, что размещение акций среди максимально широкого круга инвесторов было бы наиболее эффективным для эмитента. С этой задачей мы справились: из общего числа инвесторов, подавших заявки на участие в IPO, доля физических лиц составила более 60%…
Полностью статью можно прочитать в номере Вестника НАУФОР №3/2010.Приобрести журнал можно по тел. 787-77-74, Миронова Татьяна.
05.04.2010