Грег Танзер (Вестник НАУФОР №5 2010)
Грег Танзер, генеральный секретарь IOSCO.
РЕГУЛЯТОР ДЛЯ РЕГУЛЯТОРОВ. Интервью.
Специальный гость конференции НАУФОР "Фондовый рынок 2010. Новые стимулы для развития" Грег Танзер о будущем регулирования рынка ценных бумаг в мире.
Генеральный секретарь IOSCO Грег Танзер рассказывает журналу "Вестник НАУФОР" о том, почему рынок ценных бумаг в кризис работал как механизм передачи рисков; а также о том, почему для преодоления последствий кризиса важна координация действий регуляторов всех рынков и всех стран.
- Господин Танзер, как повлиял финансовый кризис на работку IOSCO?
- Активность IOSCO перед кризисом имела нишевый характер: мы в основном занимались потребностями регуляторов на рынке ценных бумаг, а также межсекторальной работой, то есть налаживали взаимодействие с коллегами - банками, страховщиками.
После кризиса эта позиция изменилась навсегда. Мировая финансовая система столкнулась с глобальными проблемами, поэтому IOSCO как эксперт теперь вовлечена в более широкую деятельность.
Проблемами последствий кризиса мы занимались, в том числе, в рамках соответствующей рабочей группы. Доклад, посвященный анализу этих проблем, был представлен в мае 2008 года и определил стратегию нашей работы на будущее. Рекомендации доклада касались в основном трех групп вопросов.
Это, во-первых, обеспечение прозрачности и возможностей для инвесторов адекватно оценивать риски эмитентов; во-вторых, риск-менеджмент и пруденциальный надзор; в-третьих, проблемы оценки рынков в неликвидном состоянии.
Кроме того, IOSCO пристально изучала работу рейтинговых агентств, обращая особенное внимание на ту роль, которую играли их оценки на рынке структурного финансирования. Уже в 2007 году мы пытались определить, насколько принципы работы рейтинговых агентств соответствуют нашим стандартам. Сейчас IOSCO разрабатывает механизм, благодаря которому и регуляторы, и инвесторы смогут получать гарантии того, что рейтинговые агентства придерживаются норм Меморандума IOSCO. Мы можем координировать надзор за рейтинговыми агентствами, поскольку группа G-20 одобрила Меморандум IOSCO в качестве международного стандарта.
Начиная с 2008 года IOSCO продолжала фокусировать усилия на работе в тех сегментах, которые являются по преимуществу сферой деятельности регуляторов рынка ценных бумаг, но в целом имеют более широкое значение - для всей финансовой системы. Такими сегментами являются:
- совершенствование международных стандартов финансовой отчетности;
- обеспечение доверия инвесторов через различные меры по усилению мер надзора на трансграничном пространстве;
- построение более гибкой финансовой системы через изменение подходов к регулированию хедж-фондов, а также к расчетам и клирингу;
- обеспечение прозрачности рынков; а также совершенствование стандартов раскрытия операций, особенно операций со структурными продуктами.
- Удалось ли в этой работе использовать уникальность статуса IOSCO?
- Безусловно. Координация и кооперация регуляторов очень важна, если речь идет о попытках преодолеть последствия кризиса. Очень важно вырабатывать новые законодательные и регулятивные решения. Понимание этого нашло отражение в рекомендациях G-20, ориентированных на создание более адекватного надзора за рынками капитала, а также более прочной банковской системы. Задача создания новых подходов к регулированию была изначально делегирована Совету по финансовой стабильности.
IOSCO, которая прежде занималась исключительно проблемами рынка ценных бумаг, после саммита G-20 в 2008 году тоже перешла, как уже сказано, к более широкому кругу вопросов, поскольку существует потребность в совместных глобальных решениях.
Существовал риск того, что вопрос ликвидации последствий кризиса будет рассматриваться исключительно через призму помощи тонущим банкам. В то время как адекватного внимания другим проблемам не уделялось.
Однако существует потребность сосредоточиться также на характеристиках фондового рынка и его инфраструктуре: кризис выявил наличие определенных проблем в этих зонах. Основные причины кризиса возникли именно там, включая избыточный леверидж, конфликты интересов различных групп участников, чрезмерные объемы секьюритизации плюс неадекватность оценок этой группы инструментов, неадекватное использование забалансовых инструментов, а также очень большие компенсации топ-менеджерам. Рынки ценных бумаг стали передаточными механизмами этих рисков.
Состояние фондовых рынков очень важно для системной стабильности мировых финансов. Таким образом, ответ IOSCO на вопросы, поставленные на саммите G-20, состоял в запуске трех рабочих групп. Эти группы рассматривали вопросы, связанные:
- с короткими продажами;
- с работой хедж-фондов;
- с нерегулируемыми продуктами и рынками.
Эти группы закончили работу в 2009 году и представили общие принципы координированного подхода за этими сегментами.
- В чем состояли рекомендации рабочих групп?
- Выработанные этими группами принципы сводились к следующему.
Во-первых, были разработаны четыре принципа эффективного регулирования коротких продаж. В том числе необходимость контролировать шорты со стороны регулятора и отчитываться в этих сделках регулятору. Предполагалось при этом, что регулирование не должно препятствовать активности профучастников.
Во-вторых, были разработаны шесть принципов регулирования хедж-фондов, в том числе:
- обязательная регистрация;
- обязательный надзор регулятора за их текущей деятельностью;
- обязательное представление информации для оценки системных рисков;
- международная кооперация регуляторов в оценке системных рисков хедж-фондов.
По нерегулируемым продуктам также был дан ряд рекомендаций, в том числе по регулированию риска контрагентов, по прозрачности рынка и продуктов, по обязательности надзора.
Позднее IOSCO и Комитет по платежным системам совместно пересмотрели текущие регулятивные принципы для платежных систем, систем клиринга и расчетов, а также для центральных контрагентов. Эти системы составляют большую часть инфраструктуры рынка ценных бумаг, играют важную роль и очень хорошо показали себя в кризис. Никто из них не нарушил штатных режимов работы, не пережил дефолтов.
Когда обанкротился “Lehman Brothers”, возникла неопределенность относительно того, как будут решаться вопросы его задолженностей, поскольку многие из них были внебиржевыми и не клиринговались через центрального контрагента. Но оказалось, что существующие системы клиринга обладают достаточным запасом прочности.
Сейчас вполне актуально подумать о том, какие инструменты внебиржевого рынка могли бы клиринговаться через центрального контрагента. Процесс перевода расчетов на ССР следует стимулировать в принципе, поскольку это могло бы избавлять рынки от системных рисков.
IOSCO является участником Комитета по финансовой стабильности, и нас пригласили участвовать в работе по финансовой кооперации. Мы играем центральную роль в разработке международных стандартов регулирования и гарантируем участие в этом процессе различных национальных регуляторов.
Как организация, устанавливающая международные стандарты регулирования, IOSCO привержена принципам международного сотрудничества. Именно поэтому в феврале 2009 года мы пригласили Бразилию, Индию и Китай присоединиться к работе нашего Технического комитета…
18.06.2010