Журнал "Вестник НАУФОР" >>  архив >> 

Александр Якубов, Алевтина Воронова (Вестник НАУФОР №6 2010)

Александр Якубов, управляющий директор, стратег УК "Флеминг Фэмили энд Партнерс"

Алевтина Воронова, уаналитик УК "Флеминг Фэмили энд Партнерс"

ДОЛГИ И РОСТ. Статья.

Бюджетные дефициты европейских стран, выросшие за период кризиса, оказывают значительное воздействие на мировую и российскую экономику.

Проблема долговой нагрузки Греции стала основным вопросом, который волновал рынок в апреле и мае, скорее всего, останется ключевым фактором, который будет оказывать давление на рынок в среднесрочной перспективе. Повторение событий 2008 года, тем не менее, остается маловероятным.

Греция - достаточно ли 110 млрд евро?

На погашение основной суммы долга Греции необходимо 100-110 млрд евро и порядка 30 млрд евро на процентные платежи в 2010-2012 годах. соответственно, пакет принятых Евросоюзом мер в 110 млрд евро рассчитан на то, что Афины сумеют рефинансировать свой долг во втором квартале 2012 года.

Общий долг Греции составляет порядка 330 млрд евро, объем не столь велик, но значительная его часть находится на балансе немецких и французских банков. И, похоже, финансовая помощь Афинам со стороны этих стран - менее дорогостоящее решение, чем спасение их финансовой системы. Остается основной вопрос - что необходимо сделать, чтобы оздоровить экономику Греции после того, как меры по финансовой поддержке одобрены. Резкое снижение государственных расходов и строго регламентированная денежная политика неизбежно приведут к спаду греческой экономики. Необходимо учитывать возможный рост социальной напряженности Греции, который может привести к нежелательным экономическим последствиям. Принимая во внимание 13%-ный дефицит греческого бюджета и большой суверенный долг, лучшим решением для экономики стал бы выход Греции из еврозоны, переход на национальную валюту и частичную конвертацию в нее государственного долга. Это могло бы стать сильным шоком для рынка, поэтому более вероятным сценарием станет продолжение политики финансовой поддержки за счет наиболее экономически устойчивых стран Европы и МВФ. Помимо Греции, Португалия с общим долгом порядка 170 млрд долларов выглядит довольно уязвимо. В отличие от них Испания, при самой высокой в Европе безработице в 20% и бюджетном дефиците свыше 10% от ВВП, фундаментально выглядит намного устойчивее, так как государственный долг страны равен лишь половине ВВП, что дает возможность дальнейших заимствований.

Волатильность российских CDS (страховки от дефолта) незначительно изменилась, несмотря на резкое понижение кредитного рейтнига Греции крупнейшими рейтинговыми агентствами. Более того, несмотря на российский кредитный рейтинг по S&P BBB, CDS РФ дешевле Испании, хотя рейтинг РФ на два уровня ниже.

Может ли вернуться 2008 год?

Текущая ситуация в Европе с высоким риском дефолта по греческим долгам привела к нервозной ситуации на рынках. Некоторые спекулянты находят определенное сходство между нынешним положением и ситуацией 2007-2008 годов, когда глобальная финансовая система была поражена страхами банкротств, вызванных коллапсом на рынке ипотечных производных инструментов.

Мы видим следующие отличия между текущим положением дел на рынке и кризисом 2008 года:

1) В 2008 году было практически невозможно оценить размеры токсичных долгов в финансовой системе, так как большой объем структурированных продуктов основывался на четвертой и более высоких производных ипотечных кредитов. В случае Греции и Испании необходимый объем средств поддается оценке, и можно запустить стабилизационную программу финансовой поддержки.

2) В ситуации с Грецией, Португалией и Испанией мы имеем дело с суверенным долгом, номинированным в национальной валюте. И в отличие от частных финансовых институтов, государство может провести эмиссию денежных средств с целью снижения своей долговой нагрузки, принимая на себя рост инфляции в будущем. Конечно, суть в том, что лишь Европейский центральный банк имеет право проводить эмиссию евро, тем не менее страны - члены еврозоны (особенно Испания с тремя представителями в Совете директоров ЕЦБ) имеют гораздо большее влияние на ЕЦБ, чем американские частные компании на ФРС США…

Дата публ./изм.
16.07.2010