Владислав Кочетков (Вестник НАУФОР №7-8)
Владислав Кочетков, президент-председатель инвестиционного холдинга "Финам".
Логика решения. Интервью.
Владислав Кочетков, президент-председатель инвестиционного холдинга "Финам", объясняет "Вестнику НАУФОР", в чем заключается драйв работы управленца и как можно обходиться без цифр на уровне среденсрочного стратегического планирования.
- Владислав, инвестсообщество бурно обсуждает ваше назначение на пост президента-председателя правления ИХ "Финам". Как было принято это решение, было ли оно неожиданным для вас, как вы на него отреагировали?
- Назначение состоялось еще в феврале. Чувствуется, что год для фондового рынка выдался достаточно спокойный, если локальную новость все еще продолжают обсуждать. Хотя, конечно, предложение возглавить холдинг для меня тоже было неожиданностью. Правда, принято оно было быстро - на анализ ситуации понадобилось несколько минут. Можно сказать, что отреагировал я спокойно, уже через пару часов после разговора с Виктором Ремшей был начат процесс передачи дел, дополнительного структурирования подразделений, которые ранее относились к сфере моей непосредственной ответственности. Собственно, долгая и мучительная рефлексия - не в моем стиле. Информации у меня было достаточно, а после принятия решения нужно действовать, а не симулировать задумчивость и метания.
- Если можно, подробнее о самой логике решения. Принято считать, что на топ-менеджерские позиции должны попадать люди исключительно с "профильных" позиций: финансовых или юридических. Как объяснить, что крупной финансовой корпорацией стал руководить пиарщик? Какие ваши качества и поступки обеспечили такое решение?
- Само решение принималось в условиях, когда компанию покидали два ключевых для нее топ-менеджера - генеральный директор ЗАО "ФИНАМ" Игорь Степанян и финансовый директор холдинга Мария Игнатьева. Стоит отметить, что на них был сосредоточен большой объем полномочий, они принимали участие в принятии практически всех ключевых решений. Было очевидно, что такая концентрация власти - это риски для компании, которых желательно избегать в будущем. Собственником было принято решение перейти к более гибкой модели управления. В ее рамках руководители отвечают за свои участки работы, а решения, затрагивающие весь холдинг или несколько его подразделений, требующие консолидации ресурсов, каких-то внутренних компромиссов, передаются в коллегиальный исполнительный орган - правление. Суперменеджеров, отвечающих сразу за все, эта модель не предусматривает.
Думаю, моя кандидатура в качестве его председателя правления была выбрана, с одной стороны, в силу неаффилированости с крупными структурными подразделениями холдинга, с другой, за счет того, что моя прежняя должность предполагала хорошее знание того, что происходит в этих подразделениях. Вообще, президент в "ФИНАМе" - это, прежде всего, коммуникатор, выстраивающий сбалансированную систему отношений и распределения ресурсов. А коммуникации - один из моих ключевых навыков.
А насчет пиарщика - да, не особо типично. У нас чаще предправления или гендир становится пиарщиком по необходимости, для решения задач развития бизнеса, чем пиарщик поднимается на более высокую позицию. Вообще, складывается впечатление, что пиарщик - это тупиковая ветвь развития с крайне ограниченными перспективами карьерного роста вне профессии. Скажем, для пресс-секретаря есть только возможность переходить на аналогичную должность в более крупную компанию. Думаю, это связано с тем, что среди PR-специалистов, к сожалению, не так много хороших менеджеров. Но если менеджерские способности есть, то ситуация меняется. Как пример: нынешний министр связи Игорь Щеголев был пресс-секретарем премьер-министра Примакова. Пиарщик? В общем, да. Но тут главное - не должность, а профессиональные качества, которые позволили войти в число государственных топ-менеджеров.
- Какие задачи перед вами поставил владелец компании? Как осуществляется ваше взаимодействие с другими управленцами? Какие задачи на этой должности ставите перед собой вы сам? Какой именно частью бизнеса вы будете управлять?
- Основная задача, поставленная владельцем - чтобы все было хорошо. Это значит, что задач много. Есть среднесрочные, связанные с сохранением лидирующих позиций компании в традиционно ключевых для нее сегментах. Есть задачи по усилению имеющихся направлений, в которых мы видим перспективы роста. Есть совсем новые проекты, запуск которых я курирую. Причем спектр очень широкий - от корпоративных финансов до интернет-сервисов и маркетинга.
Каких-то долгосрочных задач я перед собой не ставлю. Наверное, меня можно назвать человеком тактики, который больше сконцентрирован на том, что нужно сделать сейчас. Причем это сейчас никогда не кончается - один проект после своего завершения трансформируется в другой, появляются какие-то новые вызовы. Постоянная включенность в этот поток для меня интересна. Ставить для себя какие-то задачи в стиле "Я, как президент, должен добиться…" мне не хочется - их создают жизнь, бизнес, конкуренты. А мы их решаем.
Насчет взаимодействия с другими менеджерами - все как раз просто. Все-таки большая часть руководства компании работает в ней не меньше 3-5 лет. Мы хорошо знаем друг друга, быстро находим общий язык. В этом плане топ-менеджмент "ФИНАМа" в меньшей степени ориентирован на конкуренцию. Конечно, конфликты бывают, видение развития каких-то направлений может существенно различаться. Однако с системными сложностями и конфликтами среди менеджмента мне до сих пор сталкиваться не доводилось.
- Как будет теперь развиваться "Финам.ру"? Будете ли вы продолжать курировать информационные бизнесы Финама? Каким образом обеспечивается их прибыльность, каковы цели их развития в текущем году?
- Финам.ру - состоявшийся проект с сильной командой. Последние 11 лет его бессменно курирует создатель и идеолог этого сайта Сергей Михеев. Он, кстати, тоже входит в правление "ФИНАМа". Моя работа как PR-директора по отношению к Финам.ру всегда была в большей степени вспомогательной - что-то написать, где-то отреагировать, проконсультировать. Сейчас ситуация практически не изменилась, только круг вопросов стал другим. Что касается прочего, отдельного от сайта взаимодействия с внешней средой, то представительская функция осталась за мной. Если честно, всегда любил пресс-конференции - новые города, новые люди, интересные вопросы. Планирую продолжить участие в таких мероприятиях, только уже не в качестве ведущего, а в качестве спикера.
Возвращаясь к теме наших информационных проектов. Все проекты группы Финам.ру являются прибыльными. Даже если не рассматривать их как наиболее эффективный канал продвижения наших услуг, они неплохо зарабатывают на рекламе. Например, на данный момент она продана почти на три месяца вперед. Основные покупатели - девелоперы, автодилеры, продавцы дорогой электроники. В последние месяцы, кстати, активизировались эмитенты, пытающиеся обратить на себя внимание инвесторов. Если рассматривать Финам.ру исключительно как информационный проект и оценивать его по денежным потокам, то его цена будет начинаться от 10 млн долларов.
- Будете ли вы получать дополнительно какое-либо бизнес-образование?
- Нет, не буду. Во-первых, на это не хватает времени, во-вторых, я не верю в его эффективность. Если мне нужны какие-то новые знания, то есть книги, есть интернет. Скажем, на тех же западных форумах отраслевых профессионалов можно получить значительно больше полезной информации, чем при рассмотрении типовых кейсов. Вообще, я люблю учиться, но формальное бизнес-образование нужно либо тому, кто не может заставить себя учиться самостоятельно, ему нужно, чтобы его кто-то пинал и оценивал, либо тому, кому нужна корочка для повышения собственной рыночной стоимости…
14.09.2010