Елена Ютландова (Вестник НАУФОР №7-8 2010)
Елена Ютландова, психолог-консультант, директор Самарского филиала НАУФОР 1997-2007 гг.
ТОРГОВЛЯ КАК ПСИХОЛОГИЯ. Статья.
Индивидуальные психологические особенности человека, работающего на фондовом рынке, надо правильно понимать, корректировать и использовать.
В данной работе индивидуально-психологические особенности трейдеров исследовались эмпирически. Применялись два метода: экспертная оценка качеств, необходимых для успеха на фондовом рынке и тестирование испытуемых с применением теста Кеттелла.
Экспертное оценивание
В исследовании методом экспертного оценивания участвовало девять человек. Четверо - трейдеры, успешно работающие на рынке более трех лет (в возрасте от 25 до 43 лет), пятеро - руководители инвестиционных компаний и банков, работающие на рынке более десяти лет (в возрасте от 35 до 55 лет).
Участникам был предложен список из 29 личностных черт с описанием каждой из них. Участники, соответственно, должны были дать оценку этих черт, выбрать наиболее важные и составить последовательность качеств - от наиболее важных к наименее, или ненужным. Дополнительно результаты обсуждались в личной беседе.
(Все руководители трейдеров сами имеют успешный опыт работы в качестве трейдера.) Результаты бесед были использованы при анализе.....
Как наиболее важное, необходимое для совершения каких-либо действий на рынке качество участники определили аналитичность ума, то есть - умение анализировать факты, явления и выделять главное.
В условиях электронной среды участники рынка вооружены системами рыночной информации, куда в огромном количестве поступают рыночные данные, новости и котировки. Профессионалы постоянно обмениваются идеями, стратегиями, слухами и передают эту информацию своим клиентам, увеличивая тем самым информационный объем, который надо обработать, прежде чем принять инвестиционное решение. Очевидно, что традиционная проблема участников рынка - своевременный доступ к рыночной информации - в настоящее время уже перестала быть для них актуальной. Теперь имеет значение возможность управлять и интерпретировать все новости и информацию. Информационный переизбыток ведет к снижению внимания, усталости. Увлеченность исследованием и сбором информации может приводить либо к отвлечению внимания от главной задачи (из-за чего можно опоздать с принятием решения), либо провоцировать отказ от анализа из-за невозможности обработать всю имеющуюся информацию. Такая проблема может остро стоять у людей, склонных к перфекционизму, а также интернет-зависимости. Обилие информации может снижать быстроту реакции при принятии решения…
14.09.2010