Журнал "Вестник НАУФОР" >>  архив >> 

Ирина Горловская (Вестник НАУФОР №7-8 2010)

Ирина Горловская, к.э.н., доцент кафедры "Финансы и кредит" Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского

РЕГУЛИРУЮЩИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫЙ, ЦЕЛЕВОЙ. Статья.

Механизм регулирования РЦБ-услуг и деятельности профессиональных субъектов рынка ценных бумаг.

Гармонизация внутреннего законодательства РФ требует сконцентрировать государственное регулирование в едином центре, а также унифицировать характеристики корпоративных, государственных и муниципальных эмиссионных ценных бумаг в части возможных форм существования.

В предыдущей статье (ВН № 1-2010) мы попытались с научной точки зрения обосновать подход к распределению функций регулирования деятельности профессиональных субъектов рынка ценных бумаг между государственным регулятором и саморегулируемыми организациями на основе двух категорий - "услуга" и "ценная бумага".

Регулирование услуг на рынке ценных бумаг предполагает наличие адекватного механизма, под которым понимается последовательность действий регулирующего компонента, направленных на регулируемый компонент в процессе достижения поставленных целей. Механизм регулирования РЦБ-услуг и деятельности профессиональных субъектов рынка ценных бумаг на основе предлагаемого подхода, на наш взгляд, включает следующие компоненты: регулирующий, регулируемый, целевой, ресурсный, инструментальный, организационный. Рассмотрим компоненты предлагаемого механизма регулирования деятельности профессиональных субъектов.

Регулирующий компонент представлен государственным регулятором и саморегулируемыми организациями. В настоящее время основной государственный регулятор - Федеральная служба по финансовым рынкам охватывает регулированием пока не все сегменты отечественного рынка ценных бумаг. Гармонизация внутреннего законодательства Российской Федерации требует сконцентрировать государственное регулирование в едином центре, а также унифицировать характеристики корпоративных эмиссионных ценных бумаг и характеристики государственных и муниципальных эмиссионных ценных бумаг в части возможных форм существования. Концентрация государственного регулирования в едином центре позволит повысить эффективность федеральных целевых программ, планируемых в соответствии с методом бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). В этой связи представляется необходимым пересмотр количественных и качественных показателей деятельности ФСФР: прежде всего, деятельность государственного регулятора должна оцениваться обществом по показателю "объем привлеченных средств эмитентами за счет эмиссии ценных бумаг". Особо важными показателями должны являться показатели, отражающие нарушения прав собственности инвесторов, раскрытие информации всеми участниками рынка.

Представляется, что в связи с изменением предмета регулирования возрастает значимость саморегулируемых организаций, поскольку им передаются полномочия по установлению норм и требований относительно материально-технической базы, финансовых ресурсов (требований к минимальной достаточности собственных средств), информационного обеспечения, технологии предоставления РЦБ-услуг и установления требований к квалификации персонала. В этом аспекте необходимо отметить усиление роли организаторов торговли и фондовых бирж как саморегулируемых организаций и центрального депозитария. Членство в одной из СРО должно быть обязательным для профессионального субъекта рынка ценных бумаг. Указанные меры, не нарушая целостности сложившейся институциональной структуры рынка ценных бумаг и самостоятельности отдельных участников, будут способствовать охвату саморегулированием всех профессиональных субъектов рынка ценных бумаг.

Регулируемый компонент: согласно предлагаемому подходу предметом регулирования выступает не профессиональная деятельность, а РЦБ-услуга, объектами регулирования - профессиональные субъекты, предлагающие и оказывающие РЦБ-услуги. При этом объект регулирования ранжируется. Профессиональные субъекты, оказывающие имманентные услуги (то есть те услуги, без которых ценная бумаг не может существовать, - обеспечивающие спецификацию прав собственности на бездокументарные или обездвиженные документарные ценные бумаги), информационные услуги (уменьшающие асимметричность информации на рынке ценных бумаг), непосредственно выступают объектом государственного регулирования. Кроме того, государство определяет условия деятельности профессиональных субъектов для снижения рисков, связанных с ценными бумагами.

Регулирование профессиональных субъектов, оказывающих трансцендентные услуги (без которых ценная бумага может существовать), распределяется между государственным регулятором и саморегулируемыми организациями. Согласно предлагаемому подходу за государственным регулятором закрепляются функции в отношении установления требований раскрытия информации, использования инсайдерской информации, недопущения и выявления фактов манипулирования. Саморегулируемые организации наделяются функциями в части установления стандартов деятельности, лицензирования и аттестации специалистов. Контрольная функция распределяется следующим образом: государственный регулятор осуществляет контроль за соблюдением законодательства и подзаконных актов, а саморегулируемые организации - за соблюдением лицензионных требования и условий, а также стандартов деятельности.

Целевой компонент определяет цели и задачи регулирования. К задачам государственного регулятора следует отнести: защиту прав собственности на активы, участвующие в обмене на рынке ценных бумаг; создание условий для преодоления асимметричности информации на рынке ценных бумаг; создание условий для снижения рисков, связанных с ценными бумагами; создание и поддержание условий конкуренции на рынке ценных бумаг. К задачам саморегулируемых организаций следует отнести: определение лицензионных требований и условий для профессиональных субъектов, предлагающих и оказывающих РЦБ-услуги; обеспечение качества РЦБ-услуг; страхование рисков.

Контрактное регулирование встраивается в механизм регулирования как элемент, восполняющий "пробелы" государственного регулирования и саморегулирования.

Ресурсный компонент предполагает наличие правового, нормативного и информационного обеспечения процесса регулирования, а также финансового обеспечения. Распределение функций между регуляторами позволяет перераспределить и оптимизировать затраты, связанные с регулированием. Инструментальный компонент - включает совокупность методов (способов), инструментов регулирования. Основными методами регулирования являются рестрикционные методы (лицензирование, аттестация специалистов, контроль), стимулирующие методы (ранжирование нормативных требований, применение санкций к нарушителям законов и стандартов деятельности), компенсирующие методы (создание специальных фондов страхования рисков и компенсационных фондов для инвесторов), информационные методы (просвещение участников рынка, населения по вопросам услуг на рынке ценных бумаг). К инструментам отнесены средства, способствующие упорядочиванию деятельности профессиональных субъектов в целях выполнения рынком ценных бумаг своей основной функции…

Дата публ./изм.
14.09.2010