Яна Тульчинская (Вестник НАУФОР №9)
Яна Тульчинская, управляющий директор, руководитель департамента инвестиционно-банковских услуг ОАО Инвестбанк "ОТКРЫТИЕ".
ВЕНЧУРНАЯ ИСТОРИЯ. Интервью.
Компания-“стартапер” прошла все стадии формирования бизнеса - бизнес-ангельские инвестиции, привлечение в капитал крупного инвестфонда и выход на биржу
Процесс размещения акций компании “Русские Навигационные Технологии” вполне может служить своего рода наглядным пособием, демонстрирующим инвесторам пример “классической эволюции”, когда, закономерно пройдя все этапы роста, компания достигает уровня публичности.
- Инвестиционный банк “ОТКРЫТИЕ” стал организатором размещения акций компании “Русские Навигационные Технологии”. По каким параметрам кандидатом на IPO была выбрана именно эта компания, как проходила подготовка к размещению, какие этапы она в себя включала?
- “Русские Навигационные Технологии” - яркий пример классической венчурной истории, когда компания, начиная со “стартапа”, прошла все стадии формирования бизнеса - бизнес-ангельские инвестиции, привлечение в капитал крупного инвестиционного фонда, и последующий выход на биржу. Было интересно и важно продемонстрировать инвесторам именно такой пример “классической эволюции”, когда, закономерно пройдя все этапы роста, компания достигла уровня публичности. Это уникальный проект для российского рынка.
Сама подготовка к размещению включала в себя значительный объем мероприятий, направленных на улучшение прозрачности компании для инвесторов, изменение структуры корпоративного управления, изменение типа общества (с закрытого акционерного на открытое акционерное), разработку и принятие новой редакции устава, а также внутренних положений (о совете директоров, об общем собрании акционеров, о ревизионной комиссии), подготовка отчетности компании по стандартам МСФО и многое другое.
- По каким параметрам была выбрана торговая площадка?
- В рамках Фондовой биржи ММВБ создан специализированный Сектор инновационных и растущих компаний, ориентированный на размещения компаний малой и средней капитализации (от 50 млн до 15 млрд руб.) из отраслей, связанных с применением инновационных и высоких технологий. Компания “Русские Навигационные Технологии”- эмитент, полностью соответствующий критериям фондовой биржи и с точки зрения инновационности и применения высоких технологий, и с точки зрения капитализации.
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы РИИ? Какого рода компании могут быть заинтересованы в размещении на данной площадке?
- Как говорится, “был бы хороший эмитент, а перспективы появятся”. Ну а если серьезно, то судьба РИИ зависит от заинтересованности, как минимум, трех сторон - компаний, инвесторов и инвестбанков.
На сегодняшний день инновационные компании испытывают очевидный недостаток финансирования, и выход на биржу может послужить для них весьма привлекательной дополнительной опцией для привлечения капитала. С другой стороны, данная опция будет абсолютно неэффективной, если инвестор не захочет вложить свои деньги в акции компании. Поскольку эмитентами РИИ являются преимущественно молодые компании или компании без какой-либо публичной истории, от инвестбанка необходима очень плотная и трудоемкая работа. Помимо традиционной работы, инвестбанк должен, как минимум, сам поверить в компанию и в ее перспективность, должен грамотно подготовить компанию и ее менеджмент к биржевому размещению и публичному статусу, сделать компанию прозрачной и понятной для инвесторов и т.д.
Проработанное и “дружественное” к эмитентам законодательство, упрощенные процедуры регистрации эмиссии и допуска акций к торгам, прозрачность компаний для инвесторов, защита инвестиционных рисков, поддержка инновационных компаний, выходящих на биржу, со стороны государства, - все эти факторы в совокупности способны повлиять на привлекательность РИИ для эмитентов и привлекательность эмитентов для инвесторов.
В рамках РИИ создан не только Сектор ИРК, но и еще два сегмента - ИРК-2 и Информационный борд. ИРК-2 предназначен для частных размещений молодых компаний, не готовых к проведению полноценного IPO, с использованием биржевых технологий и листинга в Режиме переговорных сделок и предназначен только для квалифицированных инвесторов. Информационный борд - это web-ресурс для привлечения инвестиций инновационными компаниями в форме ЗАО и ООО на ранних стадиях развития, включая “стартапы”, не готовые к выходу на полноценный биржевой рынок. Такой широкий выбор для эмитентов в рамках РИИ открывает доступ на биржу многим компаниям, которые по уровню корпоративного управления и прозрачности пока не дотягивают до проведения публичного размещения, но при этом заинтересованы в привлечении инвестиций. Весьма привлекательным является то, что в рамках ИРК-2 используются биржевые технологии, гарантирующие достаточно высокую степень безопасности поставок и расчетов по сделкам.
- Достаточна ли существующая в России законодательно-нормативная база для эффективных IPO?
- Конечно же, сегодня существует ряд пробелов в действующем законодательстве, которые усложняют процедуру подготовки и проведения размещения акций компании на бирже. В частности, на нормативном уровне так и не определены термины “IPO”, “соорганизатор”, “андеррайтер”, “букраннер”, “лид-менеджер”, хотя для процесса подготовки и проведения публичных размещений это ключевые понятия.
Отсутствие нормативного правового регулирования данных терминов приводит к тому, что одни и те же понятия трактуются участниками рынка по-разному. В свою очередь, использование данной терминологии в договорах приводит к возникновению спорных ситуаций, поэтому зачастую приходится вновь и вновь объяснять и формулировать данные понятия.
Например, очень часто путают понятия “SPO” и “IPO”, результатом чего является недопонимание участниками размещения процессов раскрытия информации и необходимых корпоративных процедур.
Следует также отметить, что при размещениях нередко используется так называемая схема “old-for-new”, когда акционер (акционеры) компании сначала продают принадлежащие им акции на бирже, а затем на вырученные средства выкупают акции дополнительной эмиссии компании. Данный механизм позволяет акциям сразу обращаться на бирже, не дожидаясь регистрации отчета об итогах выпуска или соответствующего уведомления брокера. Но при этом юридические гарантии того, что продающий акционер затем направит полученные от продажи на бирже деньги на приобретение акций допэмисии, то есть что деньги поступят в компанию, практически отсутствуют.
Даже само по себе наличие предварительного договора на приобретение акций дополнительной эмиссии еще не означает, что он будет исполнен. При этом инвесторы должны иметь безусловную уверенность в том, что деньги, потраченные ими на приобретение акций на бирже, должны поступить в капитал компании.
Именно поэтому сегодня часть данных рисков принимает на себя инвестбанк, который восполняет пробел между рынком и законодательством для обеспечения максимально комфортных условий для всех сторон сделки. Фактически, инвестбанк берет на себя часть рисков, отвечая за успешность сделки, прежде всего, собственной репутацией.
Вместе с тем, конечно, важно понимать, что зачастую участники рынка пытаются наложить или скопировать западную практику на российские реалии, однако это не всегда корректно и оправданно…
11.10.2010