Адильбек Рыскулов (Вестник НАУФОР №9)
Адильбек Рыскулов, МВА,Главный специалист Управления развития исламских инструментов АО "Региональный финансовый центр города Алматы"
ТАКАФУЛ ЗНАЧИТ КАФАЛА . Статья.
Исламское страхование представляет собой альтернативную форму страхования, соответствующую нормам и принципам исламского права
Фундаментальными принципами исламского страхования являются пожертвование и взаимопомощь. Страховые премии, выплачиваемые участниками, рассматриваются в качестве взносов-пожертвований, вносимых в фонд. Страховая компания их собственником не становится.
На сегодняшний день исламские финансы являются одной из наиболее обсуждаемых и стремительно развивающихся отраслей в мире. Помимо банкинга, исламская финансовая система включает в себя множество других направлений, одним из которых является такафул (или исламское страхование). Исламское страхование представляет собой альтернативную форму страхования, соответствующую нормам и принципам исламского права. Термин "такафул" происходит от арабского слова "кафала" - предоставление взаимных гарантий. В системе такафул страхователи (участники) создают специальный страховой фонд (такафул-фонд) за счет собственных средств с целью предоставления взаимной финансовой защиты. В случае наступления у кого-либо из участников указанного в договоре неблагоприятного события из средств фонда производится выплата страхового возмещения. Таким образом, все риски и убытки такафул-фонда распределяются среди участников.
Отличительной особенностью исламского страхования является наличие требования соблюдения определенных принципов, принятых в исламской финансовой системе. Помимо базовых запретов (таких как риба, гарар, майсир и харам - общих для всех исламских финансовых институтов), система такафул основывается на таких неотъемлемых принципах, как табарру, таавун, вакала, мудараба и вакф.
Базовые принципы
Табарру (пожертвование) и таавун (взаимопомощь) являются фундаментальными принципами исламского страхования. Страховые премии, выплачиваемые страхователями (участниками), рассматриваются в качестве взносов-пожертвований (табарру), вносимых в такафул-фонд. При этом страховая компания (такафул-оператор) не становится собственником данных средств. Данные взносы осуществляются с целью предоставления участниками взаимной помощи (таавун) друг другу в виде страховых выплат из фонда при наступлении страхового случая. Компания-страховщик (такафул-оператор) в данном случае выступает скорее как управляющая компания, занимающаяся сбором, хранением и инвестиционным управлением активами такафул-фонда.
Модели исламского страхования
Прибыль исламской страховой организации формируется, исходя из типа выбранной модели. На сегодняшний день все модели исламского страхования, принятые в мировой практике, базируются на таких принципах, как вакала и мудараба.
Согласно принципу вакала, одна сторона (вакиль) выступает в качестве агента другой стороны за определенное комиссионное вознаграждение. Данный принцип широко распространен в исламской финансовой системе. В рамках исламского страхования в качестве агента выступает страховая организация, предоставляющая свои услуги страхователям (участникам) за комиссионное вознаграждение в виде определенной части страхового взноса. Оставшаяся часть взноса направляется в такафул-фонд.
Согласно принципу мудараба, владелец денежных средств (рабб-уль-маль), передает свои средства в доверительное управление второй стороне (мудариб). Полученный в результате управления доход распределяется между сторонами в соответствии с заранее оговоренными долями. Все убытки несет собственник денежных средств, а мудариб лишается вознаграждения за свою деятельность. В системе такафул страховщик выступает в роли управляющей компании (мудариб), а такафул-фонд, сформированный за счет взносов участников в роли доверителя (рабб-уль-маль).
На основе двух вышеуказанных принципов в мире практикуются следующие модели:
- модель вакала;
- модель мудараба;
- гибридная модель вакала-мудараба, основанная на совмещении обоих принципов.
В отдельных странах можно встретить модифицированную разновидность модели мудараба. Модификация заключается в передаче части страхового излишка такафул-фонда в собственность страховой компании в качестве андеррайтинговой прибыли.
Проблема легитимности прав участника
Последним этапом развития исламского страхования стало применение особого благотворительного механизма - вакф. Необходимость внедрения данного механизма в системе исламского страхования возникла в связи с наличием определенных проблем, связанных с обеспечением легитимности прав участника (страхователя) согласно нормам исламского права.
Так как одним из фундаментальных принципов исламского страхования является концепция рассматривания страховой премии в качестве пожертвования (табарру), то возникло определенное противоречие, связанное с правом участника требовать страховое возмещение при наступлении неблагоприятного события. Если страховой взнос является пожертвованием, следовательно, передается безвозмездно и никаких прав на него участник не имеет и не может требовать какую-либо компенсацию от страховщика. Если же участник сохраняет право собственности на внесенную сумму, то взнос не может рассматриваться в качестве пожертвования. В качестве решения данной проблемы было предложено применение особого благотворительного механизма - вакф…
11.10.2010