Марина Баратова (Вестник НАУФОР №12 2010)
Марина Баратова,
старший преподаватель
кафедры гражданского права ГУ - ВШЭ
ПРЕДМЕТ ДИАГОНАЛЬНОГО СПОРА
Привлечение иностранного капитала является весьма существенной задачей для любого государства
На основе анализа законодательства и арбитражной практики в статье рассмотрены понятия иностранных инвестиций и спора в сфере иностранных инвестиций, гарантии прав иностранных инвесторов. Автор предлагает определение спора в сфере иностранных инвестиций.
Понятие иностранных инвестиций
Для увеличения доли иностранных инвестиций необходимо создать в стране благоприятный инвестиционный климат. Одна из его составляющих - должное правовое регулирование иностранных инвестиций.
В развитии инвестиционного климата на международном уровне возможно выделить следующие этапы:
Первый этап - заключение в 1965 году Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров и образование Международного центра по урегулированию инвестиционных споров МЦУИС (CIRDI). На центр была возложена задача разрешения инвестиционных споров между государством и иностранным инвестором.
Второй этап длился до 1990 года и представлял собой период по заключению двусторонних соглашений о защите и поощрении инвестиций (капиталовложений). Несмотря на название, приоритет при подписании таких соглашений предоставлялся вопросам защиты, а не поощрения иностранных инвестиций.
Третий этап (этап международной кодификации) ознаменовали переговоры 1995 года (в рамках ОЭСР) о заключении Многостороннего договора об инвестициях, которые "споткнулись" на определении понятия "инвестиции", приемлемого как для импортеров, так и экспортеров капиталовложений.
При создании правового регулирования иностранных инвестиций законодатель любого государства сталкивается с двумя основными проблемами. Иными словами, международное инвестиционное право на современном этапе своего развития характеризуется двойственностью своего развития, так как формируется из норм двух различных отраслей права.
С одной стороны, нормы, регулирующие действие международных инвестиций, являются частью международного права и в этом качестве определяют режим деятельности иностранных субъектов на территории государства - импортера инвестиций. В перечне проблем, подлежащих обсуждению, основное место занимают следующие:
1) расширение внутригосударственных мер, направленных на защиту имущества иностранного инвестора;
2) признание и применение государством - импортером норм международного характера, также направленных на защиту имущества иностранного инвестора.
В последние годы в связи с процессом глобализации экономики для международного инвестиционного процесса наиболее важным становится решение проблем экономического характера, например, создание юридических рамок для обеспечения движения факторов производства.
На сегодняшний день эта проблема решается путем принятия таких международных документов, как Кодекс свободного движения капиталов, принятый Организацией экономического сотрудничества и развития (ОCDE) и Руководящие принципы Всемирного банка о режиме иностранных инвестиций, что свидетельствует о консолидации права, регулирующего международную инвестиционную деятельность.
С учетом обоих вышеназванных основополагающих международных документов принимаются двусторонние соглашения о поощрении и защите капиталовложений. Причем в этих соглашениях на первое место ставится принцип предоставления национального режима иностранным инвестициям уже на доинвестиционном этапе.
Так, согласно пп. 1, 2 ст. 3 Типового соглашения РФ о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее - Типовое соглашение) стороны должны обеспечить на своей территории справедливый режим капиталовложениям инвесторов другой стороны. Этот режим должен быть не менее благоприятным, чем режим, который предоставляется капиталовложениям собственных инвесторов или инвесторов любого третьего государства, в зависимости от того, какой из них, по мнению инвестора, является более благоприятным.
Таким образом, иностранные инвестиции подлежат регулированию со стороны внутреннего законодательства государств.
Статья 4 ФЗ РФ "Об иностранных инвестициях в РФ" от 09.07.99 № 160-ФЗ (далее - Закон № 160-ФЗ) определяет общий режим деятельности иностранных фирм в России следующим образом: "правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами".
В постановлении Президиума ВАС РФ от 15 мая 2002 года № 9079/01 рассмотрено дело о подобном изъятии.
ООО "Международное грузовое автотранспортное предприятие № 7" (далее - ООО), зарегистрированное в городе Бишкеке (Киргизия), обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству транспорта РФ и Московскому областному отделению Российской транспортной инспекции о признании за ним права на осуществление предпринимательской деятельности на территории РФ по автомобильным перевозкам грузов в международном сообщении и в пределах России и об обязании выдать лицензию на осуществление указанного вида деятельности.
При рассмотрении дела по существу было установлено, что к осуществлению внутренних перевозок в России допускаются только российские юридические лица. Для государственного контроля за таким видом предпринимательской деятельности, как осуществление внутренних автомобильных перевозок, ФЗ от 10.12.95 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" было предусмотрено обязательное лицензирование деятельности российских фирм по осуществлению автомобильных перевозок.
Следовательно, международные автомобильные перевозки по территории России иностранными перевозчиками должны были осуществляться с соблюдением установленного международным правом и внутренним законодательством порядка, а осуществление внутренних автомобильных перевозок по территории России иностранным перевозчикам вообще запрещалось.
Это ограничение следует рассматривать как изъятие из общепринятого для иностранных перевозчиков режима, установленного Законом № 160-ФЗ. Таким образом, иностранное юридическое лицо с учетом изъятий, установленных международным договором и федеральным законом, не может осуществлять внутренние перевозки в РФ автомобильным транспортом, принадлежащим этому юридическому лицу. В сфере осуществления автомобильных перевозок в России действует иной порядок допуска иностранных инвестиций - через создание на территории России коммерческой организации с иностранными инвестициями…
Полная версия статьи доступна только подписчикам14.01.2011