Журнал "Вестник НАУФОР" >>  архив >> 

Ирина Слюсарева (Вестник НАУФОР №2 2011)

Ирина Слюсарева, главный редактор журнала "Вестник НАУФОР"

ФУТБОЛ КАК ИНВЕСТИЦИЯ

Управляющие пытаются сыграть на модных тенденциях, чтобы привлечь клиентов в ПИФы

После кризиса предпочтения пайщиков ПИФов изменились: многие управляющие отмечают, что спрос клиентов сместился в более узкие инструменты. В частности, многих интересуют инвестиции в отраслевые фонды, поскольку такие фонды могут показать более сильный рост сравнительно с общим ростом рынка.

Одна из идей -- вложения в инфраструктуру. Старший инвестиционный консультант компании "Райффайзен Капитал Менеджмент" Клаус Глайзер отмечает, что инвесторы все больше смотрят в эту сторону. Речь не о конкретных событиях: это тенденция. 10-20 лет назад в инфраструктурные проекты инвестировали лишь сами государства, но ситуация меняется. Например, Африка: суммарные публичные затраты на инфраструктуру в ЮАР возросли с 2007 года до 2010 более чем на 600% (с 11,7 млрд долларов до 87 миллиардов долларов соответственно). Драйвером стал чемпионат мира по футболу. До того дела в стране с инфраструктурой обстояли плохо. В частности, часто случались перебои с электроснабжением и практически отсутствовала система.

Словом, жизнь показала, что конкретные спортивные события хорошо стимулируют инфраструктурные инвестиции. В развивающихся странах они стимулируют создание инфраструктуры, в развитых - ее обновление. Инфраструктурные инвестиции помогли крупнейшей экономике Африки выбраться из рецессии в третьем квартале 2010 года, замечает Глайзер. По его мнению, наряду с инвестициями в традиционные инфраструктурные направления (энергетика, транспорт, коммунальные службы) теперь возможны и "постиндустриальные" направления инвестирования (в коммуникационные сети, социальную и институциональную инфраструктуру). Безотносительно к определениям количество и качество инфраструктуры оказывает определяющее воздействие на состояние национальной экономики и является источником экономического роста. К числу характеристик, отличающих инфраструктурные инвестиции от более традиционных инструментов, относятся их относительно высокая стоимость, долгосрочность, участие государства (и наметившееся возрастание участия частных инвесторов), а также сильное влияние на долгосрочное благополучие экономики.

В значительном количестве стран инвестиции в инфраструктуру измеряются большими цифрами, говорит Глайзер. В этом ряду можно назвать Китай. Аргентину, Индию, Россию, Францию, Германию и другие страны. И можно прогнозировать, что в среднесрочной перспективе (до 2017 года) они будут расти в ряде развивающихся стран Восточной Европы, Ближнего Востока, Азии, Африки и Латинской Америки.

Все идеи инвестирования в инфраструктурные проекты относятся и к России, считает начальник инвестиционного управления "Райффайзен Капитал" Игорь Кобзарь. Мировой опыт показывает, что развитие инфраструктуры является одним из путей выхода из кризиса. В частности, именно на эту идею опираются в США, предлагая соответствующие меры в известном Ameriсan Recovery and Reinvestment Act.

Развитие инфраструктуры - для России важнейший тренд, универсальный рецепт для развития экономики. Заявлено о реализации нескольких важных и крупных инфраструктурных проектов. Компания РЖД будет реализовывать проект высокоскоростного железнодорожного движения (объем инвестиций до 50 млрд долларов). В 2012 году будет проводиться саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества на Дальнем Востоке (9 млрд рублей), в 2014 году состоится Олимпиада в Сочи (16 млрд долларов), в 2018 году - Чемпионат мира по футболу (50 млрд долларов). Все эти проекты позволят инвесторам участвовать в проектах государства и получать хорошую прибыль.

Поэтому "Райффайзен Капитал" намерен сыграть на этих идеях, запустив ОПИФ "Индустриальный". В состав портфеля войдут компании, участвующие в реализации инфраструктурных проектов. Основная идея фонда - заработать на развитии внутреннего рынка, который "поднимется" за счет реализации крупных инфраструктурных проектов. В нем будут представлены компании из нескольких отраслей: строительство и транспорт; машиностроение; металлургия. В "Райффайзене" составили модельный портфель, воспроизводящий эту структуру, и посчитали, как он вел бы себя в прошлом. Оказалось, что в кризис такой фонд упал бы сильнее биржевого индекса. Зато на росте его доходность выше, чем доходность инвестиций "в индекс". На это и ставка.

В металлургии "Райффайзен Капитал" делает ставку на производителей сортового проката ("Евраз", "Мечел"), в строительстве - на строительство инфраструктуры и жилой недвижимости (компании "Мостотрест", ЛСР), в машиностроении - на автопром и энергомашиностроение ("Камаз", "Силовые машины")…

Полная версия статьи доступна только подписчикам
Дата публ./изм.
16.03.2011